Собор (Duomo)

6Готический собор (собор открыт: ежедневно 8.30-18.45; сокровищница: пн-пт 9.00-13.00, 14.00-18.00, сб 9.30-13.30, 14.00-17.00, вс и праздничные дни 13.30-16.00; крипта и баптистерий: ежедневно 9.00-17.30; крыша: ежедневно с октября по март 9.00-16.45, с апреля по сентябрь 9.00-21.00; вход в собор свободный, в сокровищницу, крипту, баптистерий и на крышу платный) — главная достопримечательность центра города. Он расположен на центральной площади. Информационный центр собора находится на улице Арчивесковадо, 1, за апсидой собора (Via Arcivescovado, 1; открыто: ежедневно 9.00-12.00, 13.00-18.00, тел.: 02-7202-3375).

Грандиозный фасад собора поражает с первого взгляда. Это третий по величине собор Европы, который уступает по размерам только собору Святого Петра в Риме и Севильскому собору.

Площадь собора составляет 12 000 м2. Собор вмещает около 40 000 верующих. Фасад собора украшает лес из 3000 статуй, 135 шпилей и 96 горгулий.

Строительство собора началось в 1386 г. Это было любимое детище герцога Джангалеаццо Висконти, который хотел создать величайший собор христианского мира. Затем епископ Милана, Антонио да Салуццо, объявил юбилейный год, чтобы побудить миланцев жертвовать средства на осуществление колоссального проекта. Оружейники, шерстянщики, сапожники и другие ремесленники вносили свой посильный вклад в строительство собора, а французские и германские архитекторы, инженеры и скульпторы не покладая рук возводили грандиозную готическую церковь, трудясь плечом к плечу с местными мастерами. Был такой момент, когда в мастерских собора одновременно работало около трехсот скульпторов со всей Европы.

Изначально собор собирались построить из ломбардской терракоты, но Джангалеаццо изменил план и решил возвести собор из белого мрамора из Кандольи. Из-за этого пришлось построить целую сеть дорог и каналов, поскольку иначе доставить огромные блоки мрамора из каменоломен близ озера Маджоре было невозможно.

Несмотря на то, что к строительству собора были привлечены огромные силы, завершить работы удалось лишь через пять веков. В результате в облике собора сочетаются элементы Ренессанса, готики и барокко. Кроме того, в XIX в. были сделаны новые дополнения. Работы над фасадом начались лишь в XVII в. Споры велись очень долго, поэтому завершен фасад был лишь в 1812 г. уже при Наполеоне.

Даже в пасмурный день мраморный фасад поражает своей белизной, а после реставрации XXI в. он стал просто ослепительным. Реставрация продолжалась шесть лет и завершилась в 2008 г. Прежде чем войти в собор, обратите внимание на разнообразие стилей апсиды. Апсида строилась в 1386-1447 гг., это старейшая часть собора. Апсида украшена скульптурами и каменной резьбой в истинно готическом стиле.

Находясь в дальней части собора, ищите указатель Terrazzi (террасы на крыше). Подняться можно либо на лифте, либо пешком по 158 ступеням, что обойдется вам дешевле.

С крыши открывается потрясающий вид на город, а в редкие очень ясные дни можно увидеть даже Маттерхорн. Вы сможете полюбоваться целым лесом шпилей, статуй, башенок и горгулий и рассмотреть в деталях позолоченную фигуру Мадоннины (маленькой Мадонны), венчающей собор. За небольшую плату посещение крыши можно забронировать через Интернет и избавить себя от необходимости стоять в очереди в кассу.

Любимым символом города давно стала фигура Мадонны, венчающая собор. Высота Мадоннины 4,46 м. Она была установлена на самом высоком шпиле собора в 1774 г. и оставалась самой высокой точкой города, пока в 1950-х годах не появился небоскреб Пирелли. Церковники были очень недовольны тем, что Мадонна утратила свое положение, поэтому копию статуи установили на вершине башни Пирелли.