Пинакотека Брера (Pinacoteca di Brera)

16В этом квартале находятся Академия изящных искусств и Пинакотека Брера (Via Brera, 28; открыто: em-ec 8.30-19.15, вход прекращается в 18.30, вход платный). Главный художественный музей Милана размещается во дворце Брера. Тут хранится одна из лучших коллекций итальянского искусства. Иезуиты основали здесь колледж, библиотеку и астрономическую обсерваторию. Когда в 1772 г. орден был запрещен, австрийская императрица Мария Терезия приказала расширить дворец и учредила Академию изящных искусств. Сначала коллекция была невелика — несколько картин, рисунков и гипсовые фигуры, которыми пользовались студенты. Затем в пинакотеку стали поступать произведения искусств из церквей и монастырей Северной Италии, закрытых Наполеоном. Кроме того, коллекция пополнялась за счет произведений зарубежных художников. При этом кураторы стремились максимально расширить диапазон представленного искусства.

Бронзовая статуя Наполеона в облачении римского героя приветствует всех, кто входит во внутренний двор. Двойная лестница ведет в художественную галерею. Коллекция охватывает шесть веков. Картины представлены в хронологическом порядке, за исключением современной коллекции Джези в зале № 10. Всего в галерее 38 залов. Чтобы оценить всю коллекцию, потребуется два, а то и три посещения или нужно устроить себе солидный ланч прямо в Брере.

Вот лишь несколько шедевров коллекции. В зале № 6 выставлена картина «Мертвый Христос» (ок. 1500) Андреа Мантеньи. Картина привлекает великолепным стилем и явным драматическим мастерством художника. Мантенья написал картину в конце жизни и, по-видимому, предназначал ее для собственной гробницы в церкви Сант-Андреа в Мантуе. В том же зале представлены две работы Джованни Беллини: «Оплакивание» и великолепная «Мадонна с Младенцем», написанная художником в 80-летнем возрасте. В зале № 7 выставлены портреты кисти великолепных венецианских мастеров. Зал № 8 отдан огромной, детально проработанной картине «Проповедь святого Марка в Александрии». Писать ее начал Джентиле Беллини в 1504 г., а заканчивал в 1507 г., уже после его смерти, его брат, Джованни. В зале № 9 обратите внимание на картину «Обретение тела святого Марка» (1565) кисти Тинторетто. В ней художник предстает великим мастером перспективы и театральных эффектов света и движения.

В том же зале находится картина Веронезе «Праздник в доме Симона» (1570), которая первоначально должна была быть «Тайной вечерей», но гедонизм художника оказался настолько явным, что Веронезе предстал перед святой инквизицией. Зал № 10 посвящен искусству XX в. Здесь выставлена частная коллекция живописи и скульптуры Джези. Вы увидите работы Модильяни, Пикассо и Брака. В зале № 19 представлена «Мадонна в розовом саду» плодовитого миланского художника Бернардино Луини, написанная под влиянием Леонардо да Винчи, что чувствуется в выражении лица Мадонны. Зал № 24 гордится двумя шедеврами. «Алтарь Монтефельтро» (1472-1474) Пьеро делла Франческа написал по заказу своего покровителя, герцога Федерико да Монтефельтро, и изобразил его на картине коленопреклоненным. Страусиное яйцо, висящее над Мадонной, — это знаменитая деталь, которая придает сцене глубину и имеет символическое значение (непорочное зачатие). Поэтическая и исполненная глубокого внутреннего покоя картина «Брак Богоматери» (1504) принадлежит кисти Рафаэля. В ней поражает удивительная гармония между архитектурой и природным миром. В зале № 29 находится картина «Ужин в Эммаусе» (1606) Караваджо. Это великолепный образец художественного реализма и кьяроскуро (цветная ксилография). Жемчужина зала № 37 — картина Франческо Хайеса «Поцелуй» (1859). Это истинное воплощение романтической живописи XIX в.